В данной статье мы расскажем о том, на что необходимо обращать внимание при выборе титановых прутков марки ВТ1-0 – одного из самых распространенных видов титанового проката.
Для начала, необходимо отметить, что производством прутка данной марки в России занимаются многие компании-производители различного масштаба. Это обусловлено тем, что технологически титановый пруток марки ВТ1-0 можно изготовить двумя способами.
Первый и самый простой подразумевает использование машины поперечно-винтовой прокатки, которая имеет небольшой размер и очень проста в эксплуатации, а также характеризуется небольшим усилием проката, невысокой точностью диаметра и своеобразным видом готового прутка, как будто его «скрутили» вдоль оси.
Данный метод заключается в том, что компании, имеющие машину поперечно-винтовой прокатки, осуществляют прокат непосредственно из небольшого круглого слитка, выплавленного в изложницу. Часто при этом не отрезается литниковая часть, содержащая наибольшее количество вредных примесей и газов. После прокатки получается готовый пруток с альфированным слоем и характерными поперечно-винтовыми изгибами. Данная технология прокатки позволяет получить недорогой титановый пруток, однако точность изготовления и качество не очень высоки. При этом также есть риск получения в готовом прутке внутренних полостей и трещин, что выявляется только на стадии обработки прутка конечным потребителем.
Данных дефектов можно избежать, если изготавливать пруток вторым способом. Он подразумевает, что для получения качественного прутка необходимо использовать заготовку, предварительно обкованную на прессе — это необходимо для того, чтобы упорядочить кристаллическую решетку и исключить внутренние полости, оставшиеся после выплавки слитка.
В России производством такой заготовки занимаются только 1-2 предприятия и, в основном, используют её для собственного производства. На сторону такая заготовка продается по высокой цене, что приводит к резкому подорожанию конечного прутка.
При изготовлении прутка этим методом для начала выплавляется титановый слиток, который затем обковывается в круглую или квадратную поковку. Далее данная поковка отправляется на производство кованого (диаметры прутка более 100 мм) или катаного (диаметры менее 100 мм) прутков. Затем, после ковки или прокатки готового прутка, его подвергают механической обработке (обточка или пескоструйная обработка), это необходимо для того, чтобы снять верхний альфированный слой, содержащий масло и большое количество оксида титана.
Данная технология позволяет получить качественный высокоточный пруток, но, как мы уже писали выше, в России производством прутков с помощью этого метода занимаются всего 1-2 крупных предприятия, а также несколько предприятий в Китае.
Каждый метод имеет свои характерные особенности, некоторые из которых видны невооруженным глазом, поэтому для выбора действительно качественного титанового прутка мы рекомендуем обратить внимание на следующие параметры:
- Поверхность.
Если пруток не обточен, имеет желто-серый цвет и характерные поперечно-винтовые изгибы, то он прокатан на поперечно-винтовой машине. Если поверхность обточена, то необходимо обратить внимание на сплошность и отсутствие мелких рытвин, их отсутствие скажет о хорошем качестве заготовки и прокатки. - Цена прутка.
Низкая цена с большой долей вероятности говорит о том, что пруток был прокатан по упрощенной технологии, напрямую из слитка. - Прямолинейность.
Качественный пруток должен иметь криволинейность не более 5-7 мм/м в зависимости от диаметра. - Наличие сертификата качества с указанием фактического химического состава и механических свойств.
- Концы прутка.
Должны быть ровными и обрезанными. Иногда на прутке делают фаску для удобства его крепления в токарном станке.